Первые компании, осуществляющие реализацию товаров и услуг методом прямых продаж, появились в России в 1992-1993 гг.
За прошедшие 15 лет прямые продажи хорошо себя зарекомендовали. На конец 2007 года только компании-члены Ассоциации прямых продаж (АПП) объединили более 3,3 млн. независимых продавцов, а объем совершенных ими продаж составил более $3 млрд. в розничных ценах. При этом прямые продажи в общем объеме розничных товаров составили только 0,8%.
Порой приходится слышать, что прямые продажи наиболее распространены только в слаборазвитых странах. Однако, по данным Всемирной федерации Ассоциаций прямых продаж (WFDSA), в 2007 году общий объем розничных продаж более 67 млн. независимых продавцов составил $ 110 млрд. Из них, например, на долю США приходится почти $32 млрд., а на долю Японии - $20 млрд. Большой популярностью метод сетевого маркетинга пользуется также в Германии, Франции и Великобритании.
Говорят также о якобы многочисленных нарушениях прав потребителей при прямых продажах. Как сообщила председатель правления Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова, в 2006 и 2007 годах не поступило ни одной жалобы на крупные компании. Бытует мнение, что сетевые компании будто бы реализуют продукцию низкого качества. На деле их продукция давно известна во многих странах мира и является высокотехнологичной. К примеру, продукция Avon реализуется в 133 странах мира, Amway - в 80, Herbalife - в 70, Oriflame - в 55, a Mary Кау - в 35 странах мира.
Некоторые критики сетевого маркетинга сетуют также на то, что потребитель не может найти продавца продукции, продукция компаний прямых продаж не сертифицирована. Однако на упаковке продукции всех компаний - членов АПП приведена информация о фактическом местоположении компании в РФ. Многие компании имеют не только специальные сервисные телефонные службы для дистрибьюторов, но и горячие телефонные линии для клиентов, звонок по которым из любого города России бесплатный. Все компании выполняют действующее законодательство РФ, в том числе и закон "О защите прав потребителей". Кроме того компании - члены ассоциации приняли на себя дополнительные обязательства, которые превышают требования российского законодательства. В частности, согласно Этическому кодексу ассоциации распространитель продукции обязан представиться и представить компанию, объяснить условия возврата или замены товара, предоставить полное описание гарантии и гарантийного срока, выдать квитанцию на приобретенный товар.
И, наконец, самый распространенный миф: многоуровневый маркетинг является банальной пирамидой. Однако сетевой маркетинг - это всего своего рода инструмент стимулирования продаж. Стратегию многоуровневого сетевого способа продаж используют Deutsche Telekom, Ford, Zepter, Xerox, Gillette, Coca-Cola, Citibank и др. "Основной совет для потребителя - ориентируйтесь на имя компании, ее историю, как давно она существует на рынке, насколько доступна информация о ее местонахождении и о продукции, есть ли информация о производителе. Приличные компании не "укрываются" от потребителя ссылками на абонентский ящик", - сообщила президент АПП Тамара Шокарева.
Как считает председатель правления Конфедерации обществ по защите прав потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, на "белом" рынке в РФ работают только участники АПП. Товары обычно они продают на групповых презентациях (известных как "групповые продажи") или путем продажи "один на один". Он рекомендует всем потенциальным участникам рынка сетевого маркетинга хорошо узнать предназначение товара, торговать которым вам предлагают. Не забудьте также спросить о плате за входной билет, а также выкупит ли производитель нереализованный товар, если вы пожелаете покинуть рынок. Если хотя бы один из вышеперечисленных критериев отсутствует, лучше воздержаться. "С особой тщательностью нужно подходить к финансовым агентам, которые предлагают на улице займы, вклады, страховые продукты. К сожаленью, наш финансовый рынок пока не готов для безопасного распространения продуктов через каналы прямых продаж", - считает г-н Янин.
<< Назад